История и традиции производства мебели во Вьетнаме
В поисках удивительных артефактов - колониальной мебели
Когда оказываешься в центральной части города Хо Ши Мин ( до 1975 г. - Сайгон ) невольно удивляешься тому, как дружно уживаются здесь старая французская архитектура, буйная тропическая фауна и технический прогресс в виде вертикальных свечек небоскребов, потоков мотоциклов и автомобилей каждый день полностью заполняющих эти неширокие, тенистые улицы и наполняющие воздух привычным для нас гулом большого города.
Заходя в сувенирные магазины на улице Dong Khoi - Донг Кхой ( Total Revolution ), которую многие русские знают как «Серебряная» ( при французах- Rue Catinat , при американцах- Tu Do («Свобода») или « Freedom Street». ) и на улочках по соседству с ней, ты очень часто удивляешься не столько содержимому прилавков, сколько самим этим прилавкам, столам, стеллажам – удивительным мебельным артефактам, многим из которых на вид не первая сотня лет. Такие же ощущения полного погружения в историю очень часто сопровождают тебя и в центре Ханоя на старых улицах города около озера Хо Хоан Кием («Возвращенного меча»).
Истоки и традиции производства мебели
Знающие люди говорят, что традициям мебельного производства во Вьетнаме более полутора веков. В последней трети девятнадцатого века, после начала французской колонизации Индокитая в 1858 г., взрывное развитие затронуло прежде всего вьетнамские столицы: северную- Ханой и южную-Сайгон. Вместе с ростом промышленности и сельскохозяйственного производства, появлялось все больше зажиточных людей, запросы которых включали удобное комфортабельное жилье, богатый интерьер с привычной европейской мебелью, автомобили, уже распространившиеся по Америке и Европе. В начале 20-го века в Сайгоне и Ханое появились целые кварталы красивых каменных домов, стиль которых принято сегодня называть колониальным, определивших современный облик этих городов. Видимо тогда же появился устойчивый спрос на деревянную мебель высокого уровня отделки в классическом стиле, который удовлетворяли местные мастера ориентируясь на все возрастающие запросы клиентов. Мебель делали каркасную, крепкую, неразборную, как и те прекрасные дома, что называется: «на века».
Эпоха колониализма закончилась, а умелые, искусные люди, накопившие за несколько поколений традиции мебельного производства, остались и продолжают делать классическую мебель, на которой взгляд невольно фокусируется и останавливается где бы ты ее не увидел - в антикварной лавке в центре Сайгона или в чьей-то гостиной в Москве.
Современные технологии производства классической мебели
Технический прогресс, который казалось бы вот-вот уничтожит реликтовые леса во Вьетнаме- источник сырья для мебельной промышленности, привел к небывалому развитию международной производственной кооперации и коммуникаций посредством интернета.
Поэтому сейчас мебельщики Вьетнама могут закупать любую подготовленную для производства древесину в Канаде, США, Гонконге, а также новейшие инструменты, оборудование, лаки и краски, что значительно сокращает время производства и трудозатраты, и существенно повышает качество мебели, суть которой остается прежней - мебель, которую не спутаешь ни с чем - ручной работы, выполненная по традициям и технологиям, которым уже более 150 лет.